Post-WIMP-интерфейсы
Для меня Post-WIMP-интерфейс - это такой интерфейс, который заключает в себе по крайней мере один метод взаимодействия, не присущий классическим 2D виджетам, таким как меню и пиктограммы. В конечном счете он должен включать действующие в параллель сенсорные каналы, коммуникации с помощью естественного языка - и все это в среде из многих пользователей. Среди примеров взаимодействия с помощью Post-WIMP-интерфейсов можно упомянуть распознаватели жестов, основанные на технике рисования пером, - они используются в карманных PDA, таких как Apple Newton или U.S. Robotics Pilot. Эти устройства более или менее успешно сочетают методы, свойственные как WIMP-, так и post-WIMP интерфейсам для 2D-задач. Другим показательным примером естественного человеко-машинного взаимодействия, но не использующим какие-либо WIMP-устройства и методы, являются диалоговые (arcade) видеоигры, такие как тренажеры с рулевым колесом управления с переключателем передачи, а также имитаторы игр, вроде гольфа, в которых игрок может бить реальной клюшкой по реальному мячу, траектория полета которого затем моделируется и изображается на экране дисплея.
Рисунок 1. 3D-виджет для манипулирования элементами в 3D-сцене |
Среди универсальных 3D-виджетов стоит упомянуть "блоки вращения и масштабирования" с соответствующими управляющими "рычагами" и навигаторы (использующиеся в VRML и других 3D-браузерах). Еще один метод, который комбинирует WIMP и post-WIMP, чтобы "получить интерфейс прямо из вашего лица" (как Билл Бакстон его определяет) - это использование marking menus - современной формы многоуровневых радиальных меню, при которых пользователь может задействовать свою "мускульную память" и выполнять выбор в меню зажатой в руке мышью или иглой без фактического появления самого меню [3].
Бакстон также пропагандирует ввод с помощью двух рук, при котором "вспомогательная" рука управляет крупными (грубыми) движениями (например, перемещением инструмента), в то время как "доминирующая" рука выполняет тонкую настройку (например, манипуляции инструментом) [2].
Рисунок 2. 3D-модель в системе Sketch |
Sketch использует довольно примитивную и дающую не слишком много реализма технику рендеринга, которая делает вид 3D-модели похожим на неформальный рисунок, состоящий из линий. На рис. 3 изображены два автомобиля и показано, как контур выхлопного дыма вместе с его тенью может быть позиционирован в 3D-пространстве, что делается двумя руками с помощью красного и желтого управляющих курсоров. Хотя по сравнению с WIMP-интерфейсом кривая обучения первоначально идет более круто, опыт пользователя может сильно облегчить познавательное усилие.
Рисунок 3. Пример 3D-манипулирования с использованием двух рук |