Информационная культура личности

       

Практическая информация


Начиная с практической информации, подход к информационной культуре при исследовании ИКТ в повседневной жизни, как правило, в первую очередь исходит из того, какие типы информации значимы для людей, что они на практике ищут для управления своей жизнью и получения от нее удовольствия. Сюда относится изучение того, какие интернет-сайты люди посещают, какие материалы они скачивают, причем исследователей интересует даже информация, являющаяся преходящей и временной, а не только та, что может иметь значение в течение длительного времени (что поддерживается IFAP). Примерами являются карты, погода, однодневные путешествия, варианты проведения выходных, информация о здоровье и т.д. Можно найти результаты количественных измерений, например, в пан-европейском исследовании показано, что 42% людей ищут информацию о путешествиях, а 28% – о спорте, и приводятся подобные показатели относительно информации о здоровье и дорожном движении (Mante-Meijer et al, 2001). В том же исследовании описаны наблюдения, касающиеся наиболее выдающихся моделей использования. Например, одни и те же люди, использующие интернет с различными целями, смотрят весьма различающиеся материалы. Конечно, для IFAP менее интересны общие модели использования, а в гораздо большей степени интересны возможности доступа людей к конкретным типам информации, поддерживаемым IFAP. Они имеют значение, даже если к ним обращаются не столь часто. В принципе, этот момент должен изучаться при исследовании повседневной жизни, однако на практике серьезного наблюдения за тем, как люди оценивают данные конкретные интернет-сайты, не ведется.

Однако информация, получаемая на интернет-сайтах, является лишь одним из компонентов всей информации, с которой человек имеет дело в повседневной жизни. В данном подходе также изучаются процессы, посредством которых люди стремятся получить информацию от других людей (в отличие от получения информации из каких-либо «мест», таких как интернет-сайты), тем самым подчеркивается, что необходимо также изучение коммуникации, если мы хотим понять, как люди получают и оценивают информацию.
Например, качественное исследование показывает, как люди ищут помощь для решения проблем, с которыми они сталкиваются, или просят поделиться опытом (что также является одним из видов информации) в чатах или группах пользователей, а также путем обмена частными письмами и т.д. (Haddon, 1999; Bakardjieva, 2003) Другим видом информации являются рекомендации, получаемые в известных публичных сетях или просто от других людей, находящихся в сети. Конечно, возникают вопросы о том, насколько можно доверять такой информации, что уже начинает привлекать внимание исследователей. Тем не менее, это означает, что проекты, направленные на создание места или механизма, с помощью которого люди могут общаться, например, поддерживаемых ЕС групп самопомощи, имеют отношение к ключевому способу, с помощью которого люди получают требуемую информацию.

В исследованиях повседневной жизни также изучаются некоторые социальные процессы на рабочем месте, выходящие за пределы моделей, показываемых статистикой. Например, качественное исследование показало, что даже люди, не имеющие доступа к интернету, просят других людей посмотреть для них там какую-либо информацию. Иными словами, они имеют доступ через посредников, хотя у нас нет точных цифр, сколько в этом процессе участвует людей. Однако это означает, что необходимо критически относится к статистике «использования» интернета, поскольку данную практику она не учитывает.

Исследования повседневной жизни также позволяют поставить под сомнение некоторые стереотипы, связанные с различными группами. Например, интервью, проведенные в начале 90-х годов в Великобритании с людьми, находящимися в раннем пожилом возрасте, в целом показали отсутствие у них интереса к интернету (Haddon и Silverstone, 1996; Haddon, 2004). В настоящее время большая часть этих людей перешла в группу позднего пожилого возраста (свыше 75 лет); согласно статистике степень использования ими интернета остается наименьшей. Однако если посмотреть более тщательно на ответы представителей этой группы, оказывается, что это в большей степени обусловлено принадлежностью к определенному поколению, чем эффектом старения.


Иными словами, ключевым оказывается то обстоятельство, что собственно компьютеры стали широко распространяться, когда представители этой группы были уже в почтенном возрасте. Они не стали использовать компьютеры, не интегрировали их в свою жизнь. Другим моментом, обнаруженным в этом исследовании, стало установление того, что, несмотря на обычное представление о людях в возрасте как о консерваторах в отношении ИКТ, они пытаются другими путями идти в ногу со временем и принимать новые технологии, если видят пользу от них. Например, многие люди приобрели видеомагнитофоны незадолго до выхода на пенсию или даже после него. Пожилые люди также начинают чаще пользоваться мобильными телефонами, чем делали это раньше. В других исследованиях сделаны аналогичные выводы о том, что следует с осторожностью подходить к интерпретации данных, основанных на распределении пользователей по возрасту и не прибегать к стереотипным объяснениям (например, Eve и Smoreda, 2001). В самом деле, исследователи начали наблюдать, как некоторые пожилые люди проявляют все больший интерес к жизни в сети (Ling, 1999; Kanayama, 2003; Sourbati, 2003)


Содержание раздела