Информационная культура личности

       

Исходные данные


Данный корпус исследований состоит из различных разделов. Изучение средств массовой информации начиналось с наблюдения за тем, что люди делают с телевидением и видео, однако некоторые исследователи на этом не остановились и рассматривают использование ряда других ИКТ в домашних условиях. Антропологические исследования помогли пониманию возникшей области исследований в сфере потребления, в которых изучалось, помимо прочего, каким образом объекты становятся символичными, как они приобретают значение для людей и интегрируются в их жизнь. В середине 80-х годов появилась литература по первым домашним компьютерам и играм, тогда как коммуникационные исследования, в числе прочих областей, способствовали изучению использования телефона, проводимому с конца 80-х. К середине 90-х годов мы начали исследовать использование интернета, причем некоторые исследователи специализировались на наблюдении за онлайновой жизнью в киберпространстве; совсем недавно появилась литература, посвященная мобильному телефону. Хотя не все исследователи, работающие в этой области, определяют свою деятельность как изучение «повседневной жизни», примерами работы в этой традиции можно считать исследования Silverstone и Hirsch (1992), Dutton (1996), Katz и Rice (2002), Wellman и Haythornthwaite (2002), Livingstone (2002), Lally (2002) Ling (2004) и Haddon (2004).

Определение темы выступления как «ИКТ в повседневной жизни» не совсем корректно, поскольку из этих слов может вытекать представление, что она охватывает абсолютно все. На самом деле, понятие «повседневная жизнь», как правило, соответствует использованию этих технологий в том, что не является работой (т.е. исключая профессиональное применение), хотя в некоторых исследованиях изучается использование ИКТ в неофициальной общественной жизни на рабочем месте. Эту традицию также можно отнести к использованию ИКТ вне формального образования и политической жизни, однако некоторые исследователи, участвующие в изучении интернета, рассматривают важность онлайновых сообществ и проблемы формирования социального капитала.
В таком контексте повседневная жизнь соответствует той части дня, в которой человек отдыхает, но не работает. К ней можно отнести непрофессиональные интересы людей, то, как они организуют свое времяпровождение, общественную жизнь и т.д.

На самом деле, «информация» не является ключевым понятием в этой литературе, однако на практике в различных исследованиях рассматривается информация, используемая людьми для управления своей жизнью, обоснования своих решений и следования своим интересам. С другой стороны, в отличие от акцента на «информационной культуре», исследование ИКТ в повседневной жизни фокусируется на коммуникации в той же степени, что и на информации. Очевидно, что оба фактора вместе могут дать смазанную картину, поскольку информация, переданная кем-то, способна влиять на решения человека. Однако можно заинтересоваться вопросами о том, кто передает информацию, кому и о чем. Например, в отношении к вопросам, связанным с построением сообщества, межличностной поддержкой, развитием самоощущения, приобретением независимости (у детей) и компетенций. Это частично объясняет, почему в данной области используется аббревиатура ИКТ, а не ИТ.


Содержание раздела